Художественная мастерская Solme

Главная

Роспись стен

Портрет с натуры

Портрет по фото

Золочение, поталь

Картины на заказ

Декор лепнины мебели

Декоративная штукатурка

Обучение рисунку

Иконы

Цены

О художнике

Контакты

Художник Пичугина Елена Владимировна

Художественная мастерская Solme


ПИЧУГИНА ЕЛЕНА


       
ПИЧУГИНА ЕЛЕНА

                            
       
 ПИЧУГИНА ЕЛЕНА

                       
Arial size

Пичугина Елена Владимировна

С отличием окончила Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, мастерскую действительного члена академии художеств, народного художника России В.А.Ветрогонского в 2000 году, дипломная работа отмечена похвалой  Совета института и стипендией Министерства культуры РФ.
2001г -- диплом 1 степени по результатам областного конкурса «Молодые художники».
2001г - 2003г -- работы по заказу Правительства Саратовской области.
2002г -- принята в члены Союза художников РФ.
2002г -- диплом в номинации «Личность года 2002» Министерства молодежной политики, спорта и туризма Саратовской области по результатам участия в ряде всероссийских выставок.
2003г - 2007г -- стажер творческой мастерской Российской академии художеств под руководством действительного члена академии художеств, народного художника России А.В.Учаева.
2007г -- диплом Российской академии художеств за серию эстампов «Автопортрет».
2013г -- Персональная выставка в г.Саратов от поволжского отделения Российской Академии Художеств.
2016г -- персональная выставка в Радищевском музее г.Саратов.
2016г -- персональная выставка в залах Творческого союза (РАХ) в Лаврушинском пер. г.Москва.
2016г -- всероссийская выставка - Лики России, г.Архангельск.
2017г -- международный выставочный проект -- Архи - идея арт- идея орхидея.
2017г -- межрегиональный выставочный проект -- Время ждёт.
2017г -- международный выставочный проект -- Сквозь призму времени.
2018г -- межрегиональный проект -- Красные ворота г.Москва.
2018г -- кураторский выставочный проект -- Архитектура г.Москва.
Участник областных, региональных,  всероссийских выставок с 1997 года.
Произведения находятся в частных коллекциях -- России, Германии, Франции, Испании.
Работает в техниках -- масляная живопись, пастель, акварель, акрил, настенная живопись.

Статьи о художнике


Открывать новое имя в искусстве - это большое счастье и большая ответственность. Перед тобой художник, у которого все впереди и ты должен сказать ему что-то важное и главное, которое станет как путеводная звезда вести его в творчестве. Передо мной работы талантливой художницы из Саратова Елены Пичугиной. .

Выпускница Репинского института по мастерской мэтра графики профессора Ветрогонского она даже в дипломной работе показала, что в мир искусства, мир графики вошел талантливый художник с высокой профессиональной школой. «Дорогу осилит идущий»: я верю, что у Елены счастливое будущее, ее светлое, жизнерадостное искусство будет любимо зрителем.

Могу ей только пожелать широкой дороги, верных друзей, любимого мужа, умных зрителей и богатых меценатов. Все остальное у нее есть: молодость, желание, талант, трудолюбие. В добрый путь, молодой художник!
Н. Соломин. Народный художник России, член-корреспондент РАХ, лауреат Государственной премии России, профессор.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Елена Пичугина – молодая художница, закончившая в 2000 году Санкт-Петербургский государственный академический институт им. И.Е.Репина, мастерскую под руководством В.А.Ветрогонского по специальности художник-график. Представленные в альбоме работы охватывают два этапа ее творческой деятельности – период учебы и период стажировки в Поволжском отделении Российской академии художеств.

Надо заметить, что уже на этапе учебы Елена, специализируясь на линогравюре, под руководством педагогов старательно вырабатывает собственный изобразительный стиль. Можно заметить, что уже в ранних работах Елены (например - в «цирковой серии») наличествует определенный уровень цветовых решений, цвет едва ли не доминирует над изображением, не только живо передавая атмосферу праздника, но также придавая ему дополнительную динамику.

Столь же значимой для определения авторского стиля оказывается очевидная центрированность композиции, понимаемая в прямом смысле, как помещение наиболее семантически нагруженного образа (как правило, одного) в центр картины. Центральный образ не просто появляется перед зрителем сразу и во всей своей полноте; он как бы выдвигается за пределы изобразительной плоскости, как своеобразный выступ, ясно раскрывающий собственный смысл и обрастая дополнительными смыслами за счет дальнейшей, т.е. воспринимаемой нами в дальнейшем, игры с «периферийными» образами.

Семантическая ясность центрального образа, меж тем, не отсылает нас к классике, но, скорее, роднит работы Елены с целым пластом иллюстративной живописи.
Канатоходка изящно шествует по канату; улыбающийся клоун балансирует на одноколесном велосипеде; жонглеры исполняют свою программу на спинах лошадей; девушка с обручами удерживает равновесие, стоя на одной руке; дрессировщик бесстрашно помещает голову в пасть огромного льва. Во всех работах «цирковой серии», несмотря на их подчеркнутую динамичность, мы встречаемся с феноменом остановки времени, с локализацией последнего в одном-единственном смыслообразующем моменте. И мы замираем вместе с воображаемыми зрителями, прекрасно понимая, что в следующий момент хрупкое, достигнутое благодаря бесчисленным тренировкам, равновесие может рассыпаться от одного неверного движения. Время останавливается, зрители (временами их лица хорошо видны), в зависимости от исхода готовы в ужасе закрыть лица ладонями или наградить артистов аплодисментами.

Другая группа работ связана с «загородной» темой, семантикой природы и реалиями деревенского, или, что значительно шире, «отпускного» быта. В некоторых пейзажах угадывается пресыщенная солнцем и потому охотно ускользающая в тень южная природа. В тени кипарисов время также свертывается, но состояние покоя, обретаемое при этом, кажется гораздо более фундаментальным.

Подобного рода покой приносят, как говорят, и сумерки жизни – старость, понимаемая в широком смысле, как старость людская и ветхость вещественная. Или наоборот… не важно, о ком или о чем идет речь, когда контуры людей и предметов еще узнаваемы, но столь же явственно ощущаешь и то, что их дальнейшей судьбой является распад, постепенно стирающий форму вплоть до полной неразличимости. Проржавевший буксир, нашедший последнее свое пристанище на берегу; старушка около дома, в котором, благодаря ее стараниям, еще теплится жизнь; покосившиеся мостки на реке, на которых одинокий (несмотря на наличие второго рыбака, вдали) рыбак то ли дремлет, то ли застыл в сосредоточенной медитации на поплавке. Как будто все уже было, и возможное нарушение равновесия уже не принесет ни испуга, ни раскатистых аплодисментов публики.

В более поздних по времени работах явственно ощущается стремление автора расширить технический арсенал за счет применения изобразительных возможностей техники линогравюры к собственно живописи. По этой причине в ряду характеристик живописного стиля Елены наиболее очевидными представляются стремление к четкой проработке нескольких основных планов композиции, к органичному сочетанию графических и живописных приемов. Насколько старания автора окажутся успешными, покажет время.
Сергей Трунев, кандидат философских наук.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Произведения Елены Пичугиной отличаются раскованностью фантазии, выработанной культурой цвета, мастерством композиции, уверенным рисунком, хорошим чувством материала. Художница очень изобретательна в свободном развёртывании затейливого изобразительного сюжета. В линогравюре и пастели Елену Пичугину в большей мере привлекают сказочные или бытовые мотивы, пейзаж, портрет и натюрморт. Живопись маслом – чаще всего заказные портреты. В последние годы создала несколько живописных композиций на библейскую тему – серия «Райские яблоки»: «Адам и Ева», «Яблоко познания добра и зла».

Работа над этой серией продолжается.
«Весна в Петербурге» (цветная линогравюра).1995. Изображён характерный пейзажный мотив старого Петербурга, ранней весной в вечернюю пору. Звёздное небо, оголённые ветви больших деревьев и кустов, бросающие чёрные тени на белом снегу, горбатые мостики, над «Фонтанкой», старинные здания с погасшими окнами, светящиеся окна проезжающего мимо трамвая. Ощущение благостной тишины засыпающего города передано в этом листе свежо и убедительно.

«Майский месяц» (цветная линогравюра). 1995. Уголок старого Петербурга в районе Михайловского замка ночью. В небе, подсвеченном городскими огнями, путаница проводов и нежно светящийся молодой полумесяц. Громады старинных краснокирпичных строений, светящиеся фонари, легковые автомобили, силуэт одинокой фигурки на горбатом мостике, условно трактованная большая собака на набережной. Лист этот отличается несравненно большей экспрессией, нежели предыдущий, он построен более смело и уверенно, возрастают и эмоциональная роль ракурса, цвета и пластики.

«Художник и модель» (цветная линогравюра). 1997. Изображён интерьер мастерской. Молодая художница с палитрой в руке пишет портрет небрежно развалившегося на стуле гитариста. Рядом на табурете ваза с кистями, на стене мужской портрет. Лист полон запоминающихся деталей, он пронизан доброй иронией.

«Алиса» (пастель). 1997. Этот портрет свидетельствует о пристальном внимании художницы к душевному состоянию изображённой. Дано погрудное изображение скромной и сосредоточенной на своих переживаниях девочки в синем платье с отложным воротником на фоне цветущих фиолетовых ирисов. Несмотря на некоторую скованность, возможно, отчасти продиктованную состоянием модели, художница стремится к выявлению сущностных свойств конкретного характера.
Диптих «В избе» (пастель) создан художницей в 1997 году. В нём любовно и бережно воссоздан сложившийся бытовой колорит российской деревни конца двадцатого столетия.

В первом листе изображён интерьер избы – комната, отделённая шторами от кухни, с русской печью, около которой ухваты и веник, на полу миска для кошки, свернувшейся калачиком на стоящем рядышком стуле. На выкрашенном полу самодельные лоскутные коврики овальной формы. Разноцветные коврики ведут в комнату. Справа видна аккуратно застланная кровать, у которой стоят домашние шлёпанцы, слева в кресле в свободной позе босоногий белоголовый деревенский мальчишка.

Второй лист диптиха воссоздаёт тот же интерьер, но несколько в ином ракурсе. Если в первом – вид из комнаты в кухню, то во втором – вид из кухни в комнату. Более подробно показана сама кухня с её многочисленной утварью. На стене старые часы-ходики с подвесными гирьками, висячая полка для тарелок, дуршлаги, нарядные разделочные доски, украшенные растительным орнаментом; на комоде и столе расписные чайники, кастрюли, банка с молоком, большой нож, ягоды на тарелке. На лоскутном коврике у дверного проёма, ведущего в комнату, кошка около своей миски. Над дверью подвесной календарь. В комнате, открывающейся за шторами, на выкрашенном полу длинные ковровые дорожки и лоскутные коврики, белая люстра, цветы на комоде, накрытый скатертью стол и три стула. За столом на фоне окна сидит мальчишка.

В колорите обоих листов явно преобладает мягкая тёплая гамма, подчёркивающая своеобразную красоту налаженного, давно устоявшегося быта. Чувство отчего дома, безотчётной привязанности к неколебимым ценностям традиционного уклада, вечно обновляющегося в деталях, но неизменного в своей первооснове – вот что составляет поэтическое содержание этой серии.

В 1997 году художница создала интересный по замыслу триптих «Деревенские портреты», посвящённый поэтизации жизни современного российского села, тоже выполненный в технике пастели.
Левая часть триптиха «Маринка». На фоне облачного неба и линии электропередачи масштабное изображение ясноглазой и золотоволосой девочки с веснушками на лице. Стоящие за ней избы и деревья кажутся маленькими рядом с ней, что сразу акцентирует именно портретную установку художницы. Разнообразные приметы деревенского быта: стожок сена и грабли рядом с ним, надворные постройки и ограды, почти игрушечная коза – это только детали той среды, которая породила и воспитала её, способствовало сложению характера открытого, доверчивого, прямодушного.

Центральная часть триптиха «Баба Лиза с козой». Погрудное изображение стоящей вечерней порой у своего подворья пожилой крестьянки в цветастом платке и платье. Слева от неё за оградой копны скошенного сена, столб электропередачи, в небе молодой полумесяц. Справа – старая изба, надворные постройки, купа высоких деревьев, цветник. За оградкой около хозяйки белая козочка. Внимание художницы сосредоточено, прежде всего, на самой крестьянке, на выявлении следов трудно, но достойно прожитой жизни в её изборождённом морщинами лице.

Правая часть триптиха «Собака». На переднем плане масштабное изображение овчарки в боевой стойке: с открытой пастью, поднятыми ушами и задранным хвостом. За ней большой деревенский дом с крытым балконом, светящимися окнами. На балконе пьёт чай пожилой бородатый мужик. Перед домом куст цветущей сирени, кошка на поленице дров, парень в голубой рубашке с велосипедом, остановившийся около сидящих на лавочке девчонок.

Правее дома огромные деревья, на одно из которых вскарабкался мальчишка. В просвете между ними закатное небо с только что рождённым полумесяцем и редкими звёздами. У правого дерева фонарный столб, дом с надворными постройками, ниже колода с воткнутым в неё топором. Портретируемой оказывается овчарка – верный страж безмятежного покоя, царящего в размеренной деревенской жизни.

Елена Пичугина в 2000-м году создала целую серию нарядных цветных линогравюр, посвящённую цирку. Увлечение мотивами циркового представления, видимо, у художницы, конечно же, не случайно. Оно выявляет прирождённые свойства её дарования: стремление к динамизму изобразительного рассказа, остроте ракурса, декоративное понимание цвета.

«Лошади». Изображена залитая светом небесно-голубая арена, три изукрашенные цирковые лошади торжественно движутся по кругу. Стоя на их спинах, жонглёры непринуждённо работают. В ярком освещении, выхватывающем голубой круг из тёмно-красного сумрачного фона, изображение смотрится особенно нарядным. Пичугина мастерски передала величавую поступь лошадей, лёгкость отработанных движений цирковых артистов, а главное – яркую праздничность всего представления.

«Рыжий клоун». Изображён клоун в характерном наряде, пытающийся ехать на колесе по проволоке над ареной. На голове у него ежик. Снизу за ним наблюдает другой клоун. Справа конферансье во фраке. На сумрачном красноватом фоне условное изображение зрительного зала. Художницей умело акцентированы рыжие патлы клоуна, детали его костюма, характерная маска.

«Белый клоун». Изображён на арене клоун, широко раскинувший руки. Из левого кармана у него торчит труба, из правого выглядывает заяц. Справа внизу гиря, выше – собака делает стойку на передних лапах, слева цветок. На тёмном фоне просматривается по центру цирковая наездница, а справа и слева условные изображения публики. С добрым юмором Пичугина воссоздаёт характерную сценку повседневного циркового представления.

Триптих «Автопортрет» (цветная линогравюра) завершён ею в 2002 году.
Его центральная часть «Волшебная ночь» представляет собой большой лист с изображением девушки лежащей на спине; её глаза, устремлены на зрителя. Звёздное небо с золотистым полумесяцем. Фантастический пейзаж как олицетворение раздумий девушки: окружённая деревьями уютная избушка с трубой на крыше и чердачным входом, из окон которой льётся свет; над нею сова, на деревьях светящиеся плоды, гнездо, качели; множество человечков: сидящих, стоящих на голове, катающихся на качелях, лихо отплясывающих на освещённой поляне.

Лист хорошо скомпонован: ни одного пустого сантиметра. Он красив по цвету – жёлтому, зелёному и явно доминирующему «ночному» синему разных оттенков, наряден без пестроты. Художница мастерски владеет рисунком: гибкие, поющие линии стройной девичьей фигуры контрастируют с нарочито утрированным изображением пейзажа, домика, фигурок. Это как бы столкновение достоверно реального с откровенно фантазийным, успокоенной фигуры девушки с динамикой и экспрессией воображаемого ею.

Левая часть триптиха – «Окно». Изображена чернобровая зеленоглазая девушка, с подрумяненными щёчками и густо накрашенными губами, выглядывающая из распахнутого окна сказочного домика, который она же держит в собственных руках. Занавеска откинута, а над головой девушки ветви яблони с висящими на них плодами. Изображение дано на фоне ночного неба с полумесяцем и яркими звёздами. Лист этот, цельный и сгармонированный по цвету, построен на контрасте желтовато-зелёного с красно-коричневым. Видимая натурная достоверность не спорит здесь со сказочным характером изображённого, ибо вполне реальные предметы даны в прихотливой между собою связи, характерной скорее для сновидения или фантастической грёзы.

Правая часть триптиха – «Рыбка». Фантастическое изображение бирюзового неба с белыми облаками, в очертаниях которого угадывается рыба с распахнутой пастью; в её глазу отражается лунный диск и летящая птица. «Небо» открывается как будто на сценической площадке с поднятым красным занавесом в верхней её части, а в нижней – слева деревья и домик, из окон которого льётся свет, по центру – пейзаж с деревьями, справа – крупное изображение девичьей фигуры, лицом обращённой к рыбе. Звучный контраст больших пятен бирюзового и пурпурного воспринимается здесь достаточно резким. Условность изображения в этой части триптиха, пожалуй, ещё отчётливее, нежели в остальных.

Триптих «Автопортрет» открывает своеобычный духовный мир художницы, которой близка поэтика изобразительного фольклора, раскованность и богатство её образной фантазии, приверженность сказочному восприятию мира и жизни, умение в пределах достаточно традиционной изобразительной техники дать простор вольному полёту воображения, не отрываясь при этом от притяжения вполне конкретных реалий земного бытия.

Триптих «Вечный цирк» (акрил): «Эвилибристка», «Канатоходцы», «Лошади», «Жонглёры» (2007) создан художницей в самое последнее время, но он как бы тематически продолжает более обширную серию замечательных цветных линогравюр 2000-го года, посвящённых цирку. Выполненные в иной технике и ином масштабе, они, естественно, отличаются по своей тональности от этих линогравюр, но образная природа их едина.

«Лошади». По залитому светом небесно-голубому кругу манежа торжественно ступают нарядные цирковые лошади со стоящими на их спинах жонглёрами, которые непринуждённо выполняют обычную свою работу. Ярко освещённый манеж как бы вырывается из тёмно-красного полумрака фона. Мастерски передана величавая поступь лошадей, отработанная лёгкость уверенных движений жонглёров, а главное – ощущение яркой праздничности этого зрелища.

«Эквилибристка». Балансируя на сложной конструкции как бы случайно соединяющихся между собою предметов, сидит, обхватив сильными руками подогнутые к подбородку колени, девушка-эквилибристка в цирковом наряде, с большими бантами в виде роз в волосах. Художница мастерски передаёт и полнокровную пластику её крепкой фигуры и ощущение неустойчивого равновесия, мастерски достигнутое ею.

Близкая задача решалась Еленой Пичугиной и в композиции «Жонглёры». Изображена молодая женщина в характерном цирковом одеянии с поднятыми вверх ладонями, на её голове уселся в позе Будды малыш с поднятыми ручонками, над ним реет птица, а вокруг (в кажущемся беспорядке) летает на фоне цирковых конструкций множество разнообразнейших предметов, которыми мастерски управляет жонглёрша. Изображение проникнуто динамикой и ощущением некого силового поля, притягивающего подбрасываемые и ловимые предметы.

Рассмотренные работы свидетельствуют о незаурядных возможностях художницы, продуктивно работающей в различных графических техниках.Активное обращение к цвету не только в пастелях, но и в многодосочной печатной графике, говорит и о её потенциале живописца-декоративиста, которому, вероятно, ещё предстоит полноценно реализоваться в недалёком будущем.
И.Е.Водонос. - зав отделом русского исскуства СГХМ им. Радищева, заслуженный деятель исскуств РФ.